Гидросамолеты
Главная Анонсы Новости Контакты

В небе Заполярья

Издавна в народе говорят: время — самый верный и строгий судья. Неудержимо мчит оно вперед, оставляя за собой дорогие людям события и даты, которые с годами все ярче вырастают в сознании человеческом. Одно из ярчайших событий последнего времени — победа советского народа над немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

Народ-богатырь, одухотворенный бессмертными ленинскими идеями, защитил завоевания Великого Октября. Тернист был путь к Победе. Он проложен необыкновенной воинской и трудовой доблестью, беспримерным мужеством, изумительной стойкостью советских людей в битве за правое дело. Судьба Родины решалась общими усилиями тех, кто проливал кровь на поле брани, и тех, кто создавал все необходимое для фронта, для победы над врагом.

Более тридцати лет назад прозвучали последние залпы грозной битвы, в которой советские воины не только отстояли честь, свободу и независимость своей Отчизны, но и принесли освобождение народам Европы, избавили человечество от угрозы гитлеровского фашизма.

В годы Великой Отечественной войны в общем строю защитников самого северного участка советской земли вместе с моряками-североморцами и воинами 14-й армии Карельского фронта стояли морские летчики Северного флота. В смертельной схватке с врагом североморские соколы покрыли себя неувядаемой славой, вписали немало ярких страниц в летопись боев на Крайнем Севере.

Еще в сентябрьские дни довоенного 1936 года звено летчиков-балтийцев, прибывшее на молодую Северную флотилию, положило начало новому виду ее боевых сил. Первые воздушные трассы, проложенные морскими летчиками летом следующего года, стали трассами мужества. Пионерами освоения нового воздушного театра были трое отважных пилотов — Геннадий Степанов, Василий Соловьев и Степан Войцеховский, люди незаурядной смелости и высокого чувства долга.

Шаг за шагом постигали они сложное искусство пилотирования в суровых арктических широтах, что по тем временам было сопряжено с большим риском и справедливо считалось подвигом.

Первый шаг сделала малочисленная боевая авиационная единица — звено, а уже через три года в небе Заполярья стали прокладывать новые трассы авиационные подразделения военно-воздушных сил Северного флота.

Благодаря заботам Коммунистической партии и Советского правительства, усилиям трудящихся всей страны, и прежде всего северных областей, в короткий срок авиаторы-североморцы сумели в необжитых пустынных районах, среди сопок, в бухтах заливов оборудовать сухопутные и морские аэродромы, наземные базы, подготовить летные кадры, создать инженерно-авиационную и обеспечивающие службы. Вероломное вторжение гитлеровских полчищ в Советскую страну авиаторы Северного флота встретили во всеоружии.
С первых дней ожесточенных боев на Мурманском направлении с сильным и коварным врагом летчики-североморцы в условиях тяжелой военно-стратегической обстановки мужественно сдерживали натиск немецких воздушных армад, отражали круглосуточные налеты на охраняемые объекты и сами громили захватчиков в небе, на море и на суше.

В неравных сражениях против численно превосходящих сил врага они по крупицам накапливали опыт боевых действий. Этот опыт, подкрепленный силой морального духа, политической сознательностью и воинским мастерством, крепкой боевой дружбой и взаимовыручкой, позволил летчикам-североморцам добиваться успехов как в самый трудный начальный период Великой Отечественной войны, так и в победном шествии к ее завершению.

В небе Заполярья

Любовь к Советской Родине и животворный патриотизм, верность Военной присяге и воинскому долгу, железная воля и несгибаемая стойкость бойцов рождали массовый героизм. Одно из самых почетных мест в летописи героических дел североморской авиации занял день 15 сентября 1941 года. За два вылета группа молодых летчиков во главе с командиром эскадрильи капитаном Борисом Сафоновым провела успешные бои вначале против сорока вражеских самолетов, а затем против пятидесяти двух. В первый вылет поднимались в воздух девять сафоновцев, во второй — всего семь. Североморцы сорвали налет противника, сбили в неравном поединке тринадцать фашистских самолетов, не потеряв ни одной своей машины.

А сколько других боевых подвигов совершено морскими соколами — северянами в военные годы!
Летчики, штурманы, стрелки защищали с воздуха фронтовой город Мурманск, наносили сокрушительные удары по фашистским войскам, рвавшимся к заполярному порту и богатствам Кольского полуострова, по вражеским конвоям, военно-морским базам и аэродромам.

Ничто не могло заставить североморцев свернуть с боевого курса.

Во все времена будут вызывать восхищение подвиги североморских летчиков-истребителей лейтенантов Никифора Игнатьева, Георгия Чиликова, сержанта Карпа Лопатина, таранными ударами уничтоживших фашистские самолеты; подвиги летчиков-торпедоносцев коммунистов Андрея Баштыркова, Василия Киселева, Бориса Сыромятникова, которые на горящих машинах выдержали боевой курс, торпедировали и потопили вражеские суда. Не забудется подвиг летчика коммуниста Ильи Катунина и его стрелка-радиста комсомольца Андрея Маркина, направивших свой подбитый штурмовик на крупный транспорт, погибших, но уничтоживших врага.

За годы Великой Отечественной войны в несколько раз выросли военно-воздушные силы Северного флота. Со временем удары североморской авиации становились все более и более мощными. К началу 1943 года она завоевала господство в воздухе, а в победном 1944 году ее превосходство над немецко-фашистской авиацией в Заполярье стало подавляющим.

Особенно решительные удары по врагу наносили североморские летчики в октябрьские дни 1944 года — в период подготовки и проведения Петсамо-Киркенесской операции, завершившей разгром гитлеровских войск на Севере.

В годы войны на северном театре авиацией флота потоплено более ста боевых кораблей противника, около двухсот транспортов, общее водоизмещение которых превышает миллион тонн, более семисот малых судов и кораблей. На дно моря отправлены сотни тысяч тонн военных грузов. В воздушных боях сбито 933 вражеских самолета, 112 самолетов уничтожено на земле.

За образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом мужество и героизм пятидесяти трем авиаторам-североморцам присвоено звание Героя Советского Союза, а гвардии подполковник Борис Феоктистович Сафонов одним из первых среди участников Великой Отечественной войны был удостоен второй Золотой Звезды. Многие сотни летчиков, штурманов, стрелков, инженеров и техников, командиров, политработников, специалистов частей обеспечения авиации Северного флота были награждены орденами и медалями. Все авиаторы, участники войны на Севере, награждены медалью «За оборону Советского Заполярья», учрежденной в ознаменование доблестных ратных подвигов защитников Заполярья.

За боевые успехи и коллективный героизм личного состава многим авиационным частям и соединениям присвоены звания гвардейских и почетные наименования Печенгских и Киркенесских. Многие части награждены боевыми орденами.

Труден и славен был путь к победе. Не счесть подвигов верных сынов Родины, до последней капли крови сражавшихся в суровом небе Заполярья и прославивших на века морскую авиацию. Никогда не будут забыты те, кто не дожил до великой Победы, кто навсегда остался в скалистых сопках Заполярья и в студеных водах Баренцева моря! Они вечно будут жить в памяти народной.

Весь сорокалетний путь авиации Краснознаменного Северного флота — это летопись мужества и стойкости. Во все времена ведущей силой, организующей, цементирующей и сплачивающей ряды авиаторов, выступали командиры, партийные организации, политорганы, все коммунисты. Проводимая ими партийно-политическая работа является главным средством воспитания стойких и преданных бойцов за дело Ленина и Коммунистической партии Советского Союза.

О тех, кто создавал и продолжает славные боевые традиции морских летчиков Заполярья, пойдет рассказ на страницах предлагаемой читателю книги. Пример отважных достоин повторения. Он зовет североморских авиаторов к славным ратным делам, к приумножению славы и опыта старшего поколения. Сегодняшние североморцы достойно несут вахту, демонстрируют высокую выучку, готовность с честью выполнить свой патриотический и интернациональный долг.

В повседневных полетах развиваются и оттачиваются высокие морально-боевые и психологические качества, растет мастерство авиаторов. В полную силу их боевая зрелость была продемонстрирована на таких государственных экзаменах, как маневры «Океан», учения «Север».

Советские люди могут быть уверены: если грянет гром испытаний, нынешние североморцы не дрогнут, выполнят свой священный долг до конца.


Командующий авиацией Военно-Морского Флота СССР
Герой Советского Союза,
заслуженный военный летчик СССР,
кандидат военно-морских наук
генерал-полковник авиации А. А. Мироненко

Карта сайта    Контакты

© 2009-2017 Hydroplanes.ru
Design (c) by Kero & Dmi3y 2010