Гидросамолеты
Главная Анонсы Новости Контакты

Меню

Опрос

Какие гидросамолеты вы считаете прорывом в самолетостроении

самолет-амфибия Бериева
летающие лодки Дорнье
гидросамолеты Кертис
летающие лодки Григоровича
первый русский гидросамолет Гаккеля
гидропланы Сикорского


Результаты опроса

ГСТ - транспортный гидросамолет

Многочисленные дальние перелеты и выдающиеся авиационные рекорды, достигнутые в 30-е годы, вывели авиацию Советского Союза на передовые позиции в мире. Однако, уделяя основное внимание военным и рекордным машинам, наша страна значительно отставала от ведущих держав по классам пассажирских и особенно морских самолетов.

Транспортный гидросамолет ГСТВ связи с этим в 1936 г. параллельно с выдачей технического задания на разработку дальнего морского разведчика КБ Бериева было принято решение закупить несколько образцов иностранных гидросамолетов.

ВВС флота не проявили интереса к новому самолету. С части летающих лодок снималось вооружение, самолеты передавались в «Главсевморпуть» для грузо-пассажирских перевозок в Арктике. Гражданские машины получили обозначение МЛ-7 (морской пассажирский седьмой). Они брали на борт до 20 пассажиров.

В конце 30-х годов одними из лучших в мире по праву считались американские самолеты. В 1937 г. с фирмой «Consolidated» был заключен договор о приобретении лицензии на производство новейшей летающей лодки PBY-1 Catalina. Она была предназначена для ведения разведки в открытом море. Максимальная продолжительность полета составляла до 30 ч.

Переработка чертежей и прочей технической документации, а также руководство запуском в серию были поручены ОКБ Г.М. Бериева. Серийное производство планировалось наладить на Таганрогском авиазаводе № 31.

В феврале 1937 г. для ознакомления с производством и приемки документации и оборудования группа специалистов завода и КБ была командирована на завод в Сан-Диего (США), на котором выпускался гидросамолет PBY-1. Много времени заняли перевод документации на русский язык и пересчет дюймовых размеров в метрическую систему. Вскоре, согласно контракту, для ознакомления технического персонала ОКБ и завода с конструкцией и технологией производства PBY-1 в СССР прибыло 40 специалистов фирмы. Они принимали участие в приемке и технологической оснастке закупленного оборудования, проверяли комплектность и качество узлов и деталей. Техническая помощь американских инженеров позволила быстро освоить новую технологию и приступить к серийному производству.

В мае 1938 г. была построена первая лодка с американскими двигателями «Райт Циклон» GR-1820-G3. 3 июня начались заводские испытания. Самолет легко взлетал, набирал высоту, выполнял горизонтальный полет, виражи, развороты, спираль и планирование. На всех эксплуатационных режимах полета машина обладала хорошей устойчивостью, что позволяло быстро ее освоить.

В январе 1939 г. началась серийная постройка летающей лодки под обозначением ГСТ (гидросамолет транспортный). В отличие от американского прототипа, модификации ГСТ оснащались различными двигателями отечественного производства. Стрелковое вооружение включало четыре подвижных установки пулеметов ШКАС.

Самолет представлял собой двухдвигательную летающую лодку металлической конструкции — подкосный моноплан с высокорасположенным крылом. Крыло устанавливалось над фюзеляжем на обтекаемом пилоне. Корпус лодки был сравнительно широким, низким и округлым в верхней части. Фюзеляж разделялся пятью дюралюминиевыми водонепроницаемыми переборками с герметичными люками для прохода на шесть изолированных отсеков. Это обеспечивало плавучесть при повреждении наружной обшивки днища одного или даже нескольких отсеков. В носовой части находились люки для якоря и причального троса.

Радиооборудование ГСТ состояло из основного и аварийного передатчика, двух радиоприемников и двух пеленгаторов. Лодка было оборудована автопилотом и имела внутреннюю телефонную связь.

Электроэнергия для освещения, работы бортового оборудования и вооружения вырабатывалась двумя аккумуляторными батареями и двумя генераторами с приводом от двигателей.

В состав экипажа гидросамолета входили два пилота, штурман, радист, бортмеханик и два стрелка.
Машина имела достаточно сложную и трудоемкую конструкцию. По этой причине, а также в связи с организацией серийного выпуска летающей лодки Че-2 И.В. Четверикова производство ГСТ было прекращено уже в конце 1940 г.

Всего на Таганрогском заводе было построено 27 самолетов ГСТ, кроме того, две лодки PBY-1 были собраны из американских деталей с двигателями «Райт Циклон».

Боковик гидросамолета ГСТ

Особенности конструкции транспортного гидросамолета ГСТ

  • Двухлонжеронный центроплан крыла стыковался с фюзеляжем с помощью двух пар обтекаемых подкосов и пилона.
  • Между лонжеронами были расположены два основных топливных бака суммарной емкостью 6620 л.
  • Под съемным носком крыла размещались маслорадиапюры и откидные трапы для обслуживания двигателей.
  • Задняя часть крыла, а также рули и элероны обтягивались полотном.
  • Входные люки, расположенные в бортах фюзеляжа, оборудовались сдвижными крышками. В люках могли устанавливаться пулеметы В фюзеляжном пилоне крыла было оборудовано место бортмеханика.
  • Охлаждение двигателей регулировалось с помощью управляемых жалюзи («юбки»).
  • Двухреданная лодка самолета имела оптимальные гидродинамические обводы, но технология изготовления корпуса из-за внешних форм многократно-переменной кривизны была сложной.
  • На концах консолей крыла устанавливались подкрыльевые поплавки, которые в полете подтягивались вверх при помощи электрического или механического приводов и образовывали законцовки. Стойки и подкосы полностью входили в углубления в нижней поверхности крыла.
  • Аварийный люк мог оборудоваться «кинжальной» установкой.

 

Технические данные летающей лодки ГСТ:
Экипаж: 7 чел.
Максимальная взлетная масса: 12 250 кг
Размеры:
длина х размах крыла: 20,68 х 31,72 м
Силовая установка:
колич. двиг. х мощность: 2 (М-87А) х 950 л.с.
(1100 л.с, 850—1000 л.с.)
Максимальная скорость полета
на высоте 4000 м.: 297 км/ч
Скороподъемность (средняя)3,7 м/с
Практический потолок: 5300 м
Дальность полета: 4300 км
Вооружение: 4—5 пулеметов 7,62 мм или
1 2,7 мм калибра Максимальная бомбовая нагрузка: до 1000 кг

МОДИФИКАЦИИ ГСТ

PBY-1-3 «Guba» — первая летающая лодка, попавшая в СССР еще до начала лицензионной постройки ГСТ в Таганроге. Машину приобрели за 230 тысяч долларов для поисков пропавшего без вести 13 августа 1937 г. самолета Н-209 (ДБ-А), на котором экипаж Сигизмунда Леваневского совершал перелет через Северный полюс в Америку.
Ранее, в 1936 г., С. Леваневский вел переговоры с конструктором лодки PBY-1 Иссаком Лардоном, поэтому на хвостовой части купленной у фирмы «Consolidated» машины имелась надпись L-2 (L — Леваневский).
На этом самолете канадский исследователь Арктики и Антарктики Губерт Уилкинс безуспешно пытался отыскать пропавший самолет Леваневского. В общей сложности за период с 23 августа 1937 г. по 10 марта 1938 г. с этой целью было совершено 9 продолжительных полетов в глубь Центральной Арктики и вдоль побережья Северного Ледовитого океана. Летом того же года L-2 перегнали в Москву на Химкинское водохранилище, при этом латинское обозначение заменили аббревиатурой СССР.
Осенью 1938 г. самолет переоборудовали в военный: были установлены носовая турельная установка с пулеметом ШКАС, два ШКАС по бортам и один в нижней люковой установке. Позже были смонтированы шесть держателей для подвески бомб различного калибра, химические выливные приборы. Самолет был передан Северному флоту.

PBY-1 с двигателями «Райт» GR-1820-G3 (835 л.с). на заводе № 31 было собрано две машины из американских деталей, полученных в комплекте.
ГСТ М-87А. Первые пять гидросамолетов оснащались двухрядными двигателями М-87А взлетной мощностью 950 л.с. Особых преимуществ с этими двигателями лодка не показала.
ГСТ М-88. Устанавливались двигатели М-88 мощностью 1100 л.с, применявшиеся на дальних бомбардировщиках ДБ-З/Ил-4. Для регулировки охлаждения моторов на их капотах устанавливались лобовые плиты с регулируемыми жалюзи. Вооружение включало четыре пулемета ШКАС. Построено 6 машин.
ГСТ М-62ИР. Устанавливался звездообразный двигатель воздушного охлаждения М-62ИР, который был уже хорошо отработан на некоторых серийных машинах. Данный вариант был наиболее многочисленным — выпущено 10 машин. Разоруженные ГСТ с этими моторами были переданы в распоряжение Главсевморпути для перевозки грузов и пассажиров в северных регионах страны.
МП-7 (морской пассажирский) — гражданский вариант ГСТ. Устанавливался двигатель М-62 с номинальной мощностью 850 л.с, которая впоследствии была увеличена до 1000 л.с. В пассажирском варианте самолета могли достаточно удобно разместиться 20—24 человека. Эти машины эксплуатировались в Сибири в качестве пассажирских и транспортно-грузовых (гидролиния Красноярск — Абакан существовала и в первые послевоенные годы). В Главсевморпути МП-7 использовались в качестве транспортно-грузовых.
«Catalina» — «двоюродный брат» ГСТ, модификация лодки РВУ, поставлявшаяся в СССР по ленд-лизу. Название «Catalina» было присвоено машине в соответствии с английской системой обозначений после того, как в 1939 г. Великобритания получила первый экземпляр из 50 заказанных PBY-4. Впоследствии оно стало применяться ко всем вариантам и модификациям этого знаменитого гидросамолета.

По сравнению с ГСТ американские лодки были оснащены более мощными двигателями, имели несколько измененную форму днища и более совершенное пилотажно-навигационное оборудование. Также было значительно увеличено вертикальное оперение и установлены большие по размеру плексигласовые блистеры по бокам фюзеляжа для размещения крупнокалиберных пулеметов. Кабина летчиков была просторной и удобной и обеспечивала хороший обзор. Трудностей с переучиванием пилотов не возникало.
Потребность в летающих лодках, имевших большой радиус действия, была столь высока, что в СССР поставили больше 200 машин модификаций PBY-5A (около 20), PBY-6A (48) и PBN-1 NOMAD (138 самолетов).

Советские летчики на фоне транспортного гидросамолета ГСТ

В 1944 г., с целью доставки «Catalina» в Советский Союз, командование авиации ВМФ выделило 26 наиболее опытных экипажей Северного, Тихоокеанского и Черноморского флотов. Перелеты проходили по трем трассам: северной (8350 км), южной (18 635 км) и восточной (18 445 км).
ГСТ и «Catalina» осуществляли дальнюю разведку, охраняли союзнические конвои, искали и уничтожали подводные лодки противника, спасали терпящих бедствие моряков и экипажи наших самолетов, сбитых над морем, участвовали в десантных операциях.
 
После войны часть самолетов была разоружена и передана в Аэрофлот и полярную авиацию. Они использовались для грузо-пассажирских перевозок и аэрофотосъемки.

После выработки ресурса американскими двигателями на нескольких лодках установили моторы АШ-82ФН (1850 л.с). Одна из машин эксплуатировалась в Сибири и Арктике до конца 50-х годов. Отдельные экземпляры гидросамолета «Catalina» летают и сегодня — команда Кусто использует именно этот самолет.

Карта сайта    Контакты

© 2009-2017 Hydroplanes.ru
Design (c) by Kero & Dmi3y 2010